Заявитель и патентообладательВ качестве заявителя для объекта патентования указывается лицо, имеющее право на получение патента.
По умолчанию это право принадлежит автору(-ам) разработки.
Однако по договоренности с автором (которую желательно подтвердить документально) в качестве заявителя может выступать любое лицо или группа лиц, как физических, так и юридических. Отсутствуют какие-либо ограничения по количеству заявителей и их гражданству.
Если объект патентования (
изобретение,
полезная модель или
промышленный образец) были созданы работником в результате исполнения своих служебных обязанностей, при отсутствии специальных договорных условий, право на получение патента принадлежит работодателю (организации). Когда разработка создается при выполнении обязательств по договору, право на патентование имеет исполнитель, если договором не предусмотрено иное.
После регистрации патента заявитель становится патентообладателем, который имеет все исключительные права на охраняемый объект. При наличии нескольких патентообладателей, они могут распоряжаться правом только совместно.
Кого лучше указывать в качестве заявителя? У некоторых клиентов возникает вопрос, кому целесообразно иметь исключительные права с точки зрения перспективы дальнейшего использования патента: частному (физическому) лицу или организации (юридическому лицу)?
Однозначный ответ на данный вопрос дать нельзя, т.к. он зависит от целей получения патента и аспектов распоряжения правом.
В качестве плюсов регистрации патента на физическое лицо можно выделить следующие моменты:
- уменьшение размера некоторых пошлин,
- упрощается процедура передачи прав (отчуждение, лицензии) в части подписания договоров,
- физическое лицо может получить вознаграждение при передаче прав на патент, в том числе, в свою же организацию,
- сохранение патента в случае ликвидации организации.
Преимущества оформления патента на юридическое лицо:
- расходы на патентование несет организация,
- патент может быть поставлен на баланс организации в качестве нематериального актива,
- патент может использоваться в маркетинговых целях,
- в случае нарушения патентных прав может быть легче доказать причиненный ущерб.