Вы получили патент на
изобретение,
полезную модель или
промышленный образец. Отлично! Но что дальше? Часто бывает, что заявитель оформляет патент, не до конца понимая, зачем он ему нужен.
Давайте разберёмся, какие возможности предоставляет патент, а какие иллюзии лучше не питать.
1. Как не стоит использовать патент1.1. Пытаться «закрыться» патентом от нарушения более раннего патентаПатент сам по себе не гарантирует, что вы не нарушаете чужую интеллектуальную собственность. Чтобы убедиться, что ваш продукт не нарушает чужие права, нужно проводить исследования патентной чистоты. Патентование в этом вам не поможет.
1.2 Надеяться, что покупатели сами вас найдутНикто не выйдет на вас, чтобы купить вашу запатентованную разработку. Без активной деятельности по поиску партнёров или инвесторов патент скорее всего просто останется
1.3. Становиться «патентным троллем»Получать патенты исключительно ради шантажа других производителей — весьма сомнительная затея. В большинстве случаев это заканчивается обходом патента или его аннулированием. Затраты времени и денег как правило не оправдываются себя.
2. Варианты использования патента для бизнесаЕсли вы сами производите или продаёте продукцию (либо планируете это делать), патент даёт немало реальных преимуществ:
2.1. Монополизация рынкаЗапатентованная разработка позволяет запретить конкурентам производить и продавать аналогичные или сходные товары, попадающие под формулу патента. При нарушении прав вы вправе: направить претензию, потребовать снять товар с продажи. Обратиться с таким требованием можно не только к производителю, продавцу, поставщику и даже к маркетплейсу. В случае, если нарушитель не прекращает продажу товара в досудебном порядкне, вы можете подать иск в суд и требовать прекращение продажи товара, компенсацию за нарушение, уничтожение контрафактного товара и признание факта нарушения.
2.2. ЛицензированиеЕсли компания-производитель не хочет или не может в одиночку осваивать рынок, она может заключать лицензионные договоры — разрешать другим компаниям использовать запатентованную технологию или дизайн. Плата за лицензию (роялти) может быть разовой или регулярной (например, ежеквартальной). Сумма может быть фиксированный или зависеть от объёма продаж и других показателей.
2.3. Увеличение стоимости компанииПатент — это нематериальный актив. Его можно оценить и включить в балансовую стоимость организации. Высокая доля интеллектуальной собственности часто привлекает инвесторов, а также даёт возможность начислять амортизацию на объекты интеллектуальной собственности с целью законной оптимизации налогообложения.
2.4. Рекламный инструментПатент часто привлекает Некоторые компании указывают номер патента прямо на упаковке товара, подчёркивая уникальность разработки. Для конечных покупателей это дополнительный аргумент в пользу выбора данного продукта.
2.5. Сотрудничество с торговыми сетямиНаличие патента повышает шансы заключить договор с крупными ретейлерами. Для сетей это своего рода гарантия легальности вашей продукции и снижения риска претензий со стороны третьих лиц.
3. Если вы частный изобретатель и не планируете выпускать товарЧто делать, если у вас нет планов по производству и продаже товара, а патент хочется как-то выгодно использовать? Теоретически, вы можете продать патент (отчуждение прав) или выдать лицензию за вознаграждение. Но на практике это достаточно сложно. Компании, как правило, не покупают «голые» патенты, если за ними не стоит реальный продукт или хотя бы его прототип.
Если к вашему патенту нет подкрепления в виде разработанной технологии, перспективы сделки невысокие.
Возможные стратегии в данном случае
3.1. Предложить купить не только патент, но и реальную технологию. Для этого можно создать опытный образец и протестировать разработку, чтобы подтвердить ее жизнеспособность и эффективность. В реальными После получения патента можно выходить на переговоры с предприятиями, предлагая не только формальные права, но и реальную технологию или концепт продукта. Иногда имеет смысл предложить себя в качестве временного сотрудника или консультанта, чтобы способствовать внедрению решения.
3.2. Устроиться на работу в профильную компаниюКак сотрудник организации вы можете предложить ей запатентовать вашу разработку, получая с этого свою выгоду. Права на патентование по умолчанию принадлежат работодателю, но изобретателю полагается вознаграждение за получение патента, внедрение разработки и ее лицензирование. Некоторые крупные предприятия поощряют инновации и платят весьма достойные авторские вознаграждения.
3.3. Привлечение инвесторовЕсли патент оформлен на вас, можно искать партнёров или инвесторов, готовых вместе развивать проект. Командная работа повышает шансы довести дело до коммерческого успеха.
Патент даёт множество возможностей, если вы видите практическую перспективу коммерческой реализации идеи. Однако, если у вас нет ясного плана, патент рискует остаться просто красивым документом. Рекомендуем перед патентование задуматься, зачем вам патент и как вы собираетесь его использовать.
Если вам нужна консультации по патентованию или защите интеллектуальных прав, обращайтесь в «Старт-Патент». Мы поможем не только получить патент, но и дадим рекомендации, как использовать его с максимальной выгодой.
Автор статьи: Саленко Александр. Дата публикации: 21.01.2025 г.